Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

Информация об изменении уголовно-процессуального законодательства в части подсудности уголовных дел, за которое уголовным законом предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы

Информация об изменении уголовно-процессуального законодательства в части подсудности уголовных дел, за которое уголовным законом предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы

Противодействие экстремистским проявлениям

Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, является одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности.
Законодателем в статье 1 Федерального Закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определено, что экстремистской деятельностью (экстремизмом) является:
—    насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
—    публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
—    возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
—    пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— нарушение прав, свобод и  законных интересов социальной, расовой, национальной, религиозной к религии;
человека и гражданина в зависимости от его или языковой принадлежности или отношения

-воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
—    воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
—    совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
—    пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
—    публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
—    публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
—    организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
—    финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально- технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Статьей 15 этого же Закона предусмотрена ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса РФ, административная ответственность — за совершение административных правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, гражданско-правовая — Гражданским кодексом РФ.
К уголовным преступлениям экстремистского характера законодатель относит, в первую очередь, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ), организацию экстремистского сообщества (ст.282.1 УК РФ), организацию деятельности экстремистской организации (ст.282.2 УК РФ).
В соответствии со ст. 3 названного Закона основными направлениями противодействия этой деятельности являются:
1)    принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению;
2)    выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Прокуратурой Волосовского района в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации 19.11.2009 N° 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности одним из важнейших направлений деятельности Прокуратуры Волосовского района.
Особое внимание уделяется обеспечению постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и их территориальных органов, в том числе за своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью принимаемых ими мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений.
В целях недопущения использования средств массовой информации, сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности прокуратурой Волосовского района организован их мониторинг.
Исходя из законодательного определения понятия «экстремизм», по каждому факту противоправной деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций,редакций средств массовой информации, физических лиц принимаются обоснованные меры реагирования.
Для пресечения и предупреждения правонарушений в полной мере используются имеющиеся полномочия, предусмотренные ст. 6-11 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: объявление предостережения и вынесение предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, обращение в суд с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения, иной организации и запрещении их деятельности, о прекращении деятельности средства массовой информации.
При выявлении нарушений закона прокуратурой Волосовского района требуются их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.

Помощник прокурора района  юрист 2 класса                                                                          О.В. Шекрен