Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

Наш край в древности

(легенды, гипотезы, факты)

Традиционно историю края начинали так: Ленинградская область, в т.ч. и Волосовский район расположены на территории, которая сотни тысяч лет была покрыта толщей ледников. Последний ледник был 15тыс. лет назад. После таяния льдов произошло поднятие поверхности земли. В результате возникли такие крупные водоемы, как Балтийское море, Ладожское и Онежское озера, река Нева. В частности река Нева возникла около 4 тыс. лет назад. Название свое она получила от озера Нево (Новая вода), так раньше называлось Ладожское озеро. Южной границей этих водоемов стал Балтийский щит или глинт. Он тянется от моря и выступает резкими сбросами, порою высотой до 25м. Вся поверхность области покрыта моренами – валунами, свидетелями проходивших льдов. Вслед за уходящими льдами на север двигались и животные. В январе 1961г. газета “Вечерний Ленинград” сообщала об удивительной находке на территории нашего района. Рабочий совхоза “Сельцо” Абрамов в песчаном карьере возле деревни Корчаны на глубине около трех метров обнаружил кость мамонта. Эта находка и другие археологические раскопки позволяют сделать вывод: животный мир тех далеких лет на территории района и области был типичен для того времени. Население же области появилось к концу первобытнообщинного строя.

В последнее время в периодической печати появились сведения о новых открытиях, заставляющих по-новому взглянуть на древнюю историю края. По утверждению некоторых наших и зарубежных ученых в наших краях побывали космические пришельцы. Интересно, что подтверждение этой гипотезы они нашли в археологических рисунках Рериха. Что же конкретно известно? Незадолго до 2-ого оледенения Европы в космосе произошла авария, и огромный корабль пришельцев пошел на снижение, но в районе Скандинавской гряды задел плоскостью за хребет и пошел на аварийную посадку. Это предположение сделано на основе слабого радиоактивного следа, который обнаружен тянущимся от Скандинавии через Хельсинки, Кронштадт и почти до Волосова, где он обрывается. Известен рисунок Рериха, на котором изображено захоронение около Извары. Точный глаз и рука художника, запечатлевшего захоронение, свидетельствуют: захоронение напоминает характерные позы “космонавтов”, а неизвестные предметы i ю своему расположению напоминают пульт космического корабля, в котором, возможно, и был бортпаек. Ученые предполагают, что только часть спасательной капсулы долетела до Волосово., и т.о. на территории района оказались пришельцы из Космоса. Такие же конусообразные могилы “летающих людей” обнаружены на Памире и Алтае, куда, возможно, отступили эти люди, спасаясь от наступающего ледника.

Исследования, позволившие сделать такие предположения, проводились петербургскими учеными Владимиром Майдановым и Алексеем Князевым из института антропологии и этнографии им. Петра Великого, учеными из университета г. Ювескюля (осенью 1996г.была совместная экспедиция), шведскими и норвежскими учеными, которые анализировали информацию, полученную шведским исследовательским спутником. Дополнительные сведения о древнейшей истории края стали известны благодаря систематизации и анализу данных нескольких наук и последних достижений археологов.

Многочисленные находки полярной археологии (Шпицберген, Новая Земля, Вайгач), мифы и предания многих народов мира, геофизические исследования последних лет позволили историку В.Н. Дёмину выдвинуть следующую версию: прародина человечества -ни Африка, ни Китай, а север Евразии, где человечество существовало до своего исхода, то есть до 5 тыс. лет до нашей эры, когда по расчетам ученых произошла последняя так называемая “геомагнитная инверсия”. Таким образом вопреки традиционному мнению о заселении территории области лишь в середине I тысячелетия нашей эры фино – угорскими и славянскими племенами, следует знать, что было время, когда наша территория вместе с северной частью страны была прародиной человечества, и предки всех индоевропейских народов заселяли север территории нашей страны, правда, тогда он не был севером.

.- В наше время принято соотносить историю народа с библейской историей. Есть ли место нашего района в ней? В соответствии с Библией наша земля после потопа досталась одному из сыновей Ноя Иафету и поэтому называлась Афетова часть. В 1 веке нашей эры территорию области посетил Андрей Первозванный, который, якобы, освятил наши земли. Так это или нет, но в чем единодушны все, так это в том, что до XIII в., а кое-где и до XV в. большинство людей, живших на территории района, поклонялись языческим богам.

Однако вернемся к историческим сведениям, подтвержденным археологическими и письменными памятниками. Первые стоянки людей на территории области относятся приблизительно к 4 тысячелетию до нашей эры. Одна из них обнаружена археологами в районе Ладожского озера. При раскопках Ладожской стоянки ученые нашли каменные и деревянные орудия труда -предметы охоты и рыболовства. Этим людям еще не были знакомы металлические вещи, земледелием они не занимались. Охота была главным занятием первобытных людей. Найденные предметы: рубила, каменные топоры, позволяли строить лодки, жилища, помогали обрабатывать кору деревьев для нужд хозяйства, для плетения сетей из коры липы. Ладожская стоянка не единственная в нашей области, но она наиболее изучена.

В 1731 г. при строительстве Сясьского канала были обнаружены кости животных, изделия из камня, кости человека неолитического периода. Стоянки первобытного человека найдены у с. Вознесенье на истоках Свири в12 кмот Лодейного Поля, недалеко от Сестрорецка у Гарховки, в Токсово у берега Кавголовского озера, на берегах Волхова у деревень Юшково и Малое Чернавино. На берегах Волхова и у Стрельны были найдены челноки первобытных людей. Все эти стоянки находятся не на территории района, но Охватывают ее как бы полукругом. На территории района самые древние стоянки людей были обнаружены по берегам реки Луга. Там и около других рек “крестьяне наших деревень,- писал краевед П.И. Жулев, -при пашне находили каменные топоры с отверстием – это орудия доисторического человека. Жители наших мест пользовались такими орудиями около 4-5 тыс. лет назад”.

Многочисленные археологические раскопки на территории района рассказывают о жизни людей в I тысячелетии нашей эры. В середине I тыс. нашей эры на Восточно-Европейской равнине и вдоль берегов Балтийского моря появились угрофинские племена (эсты, удмурты, коми, мордва, ханты, ижора, водь). На территории района, по-видимому, поселились эсты, водь, емь, чудь – видимо, племена финского происхождения, а также ижора – племена карельской группы. Память об этих народах сохранилась в некоторых современных названиях деревень Холоповицы (Холопья Весь), Ущевицы (Ушья Весь). Имя племени водь на много веков дало название нашей местности – Водская пятина. Ижорцы дали название Ижорской возвышенности, на которой мы и живем, реке Ижора и др.

Славяне, как традиционно считается, появились здесь несколько позже в kV-VI вв.н.э.. Это были кривичи и новгородские (ильменские) словене.

Об этих племенах, как славянских, так и угрофинских, нам многое известно из археологических раскопок, о чем будет специальная глава нашего сборника.

Из “Повести временных лет” известно, что вначале эти различные племена, жившие рядом, были самостоятельны, каждый владел своим родом. Видимо, у новгородских славян племенной союз окреп раньше, чем у соседей, и раньше превратился в государство с выборной властью, и они во времена Кия, Щека и Хорива “посадили” старшину (выбрали правителя) Гостомысла. Насколько самостоятелен был наш драй в это время неизвестно. С большой вероятностью можно сказать, что до X в. здесь люди жили родоплеменными объединениями. Этнические различия, а также небольшая плотность населения, отсутствие дорог способствовали замкнутости этих племен. Из летописи известно, что в 856г. княгиня Ольга шла по Луге и ставила погосты, но летописных свидетельств о характере местного населения нет. Скорее всего отношения с Киевом ограничивались выплатой даней племенами, жившими вдоль Луги.

Господствующая ранее историческая традиция, утверждавшая, что в IX в. наш край в составе новгородских земель вошел в состав Киевского государства, скорее инверсия, ибо частью Новгородских чемель наша территория фактически стала не ранее Х1в. Дополнительные сведения о конце I тысячелетия имеются у краеведа Жулева, который в 20-ЗОгг знакомился с материалами раскопок “Островерхих курганов” на р. Луге, в результате которых “были найдены арабские и англосаксонские монеты VIII-IX в.в”. Из чего он делает справедливый вывод: по реке Луга через Ильменское озеро и Балтийское море проходил один из торговых путей “из варяг в греки”.

Известно, что в ХIв. Ярослав Мудрый дал грамоты новгородской знати в благодарность за помощь в борьбе со Святополком за Киевское княжение, и именно с этого времени начинаются интенсивные связи Водской земли с Новгородом. Ко времени Ярослава Мудрого, к 1069г., относят упоминание о наших землях как о Водской пятине Великого Новгорода русские историки Беляев и Арцибащев. В это время Водская пятина, в т.ч. и наши места, передаются в лен жене Ярослава Мудрого шведке Индигерде. Отсюда, по-видимому, происходит и одно из названий нашей местности “Ингерманландия”.

Источник: Волосовский край. Пособие по краеведению для учащихся основной школы