Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

В составе Великого Новгорода

Археологические раскопки, позднейшие письменные свидетельства позволяют сделать вывод о том, что у славян и неславянских племен Водской земли установились дружественные отношения. Местное население перенимало у славян навыки земледелия, обычаи, язык, в свою очередь, расширяя и обогащая славянскую культуру и быт. Эти связи укрепились с ХПв. после образования независимого государства — Новгородской республики, и связанного с этим политическим актом активного хозяйственного и культурного подъема Новгорода, его земель, в том числе и нашей Водской пятины. Культуру, веру, обычаи и обряды наши предки унаследовали от Новгорода. Названия многих деревень, оканчивающихся когда-то на “чи”, а затем на “цы” пришли к нам из древненовгородского лексикона (Смолеговицы, Хотыницы, Терпилицы, Холоповицы, Летошицы, Раскулицы).

В 1130г. киевский князь Мстислав (сын Владимира Мономаха и бывший новгородский князь) закрепил все земли между Лугой, Невой и морским заливом за новгородскими боярами и монастырями. Возможно, что с этого времени Юрьев монастырь получил право собственности на Григорьев погост (Ильеши) и Княжью Гору (Княжево), а Хутынский монастырь стал хозяином Врудских земель.

В Водской пятине были землевладельцы, которые жили при своем хозяйстве. Они назывались лучшие своеземцы, как более богатые они имели свои дворы в уездных городах, и мелкие своеземцы – это, видимо, свободные хозяева своей земли. Интересно, что мелкие своеземцы часто объединялись в товарищества для общей работы на земле, для рыбной ловли. Их называли сябрами (вот когда еще стоял вопрос об индивидуальном и коллективном труде).

Большая часть крестьян нашего края платила владельцам земли оброк до половины урожая (такие крестьяне назывались половники). Меньшая часть крестьян жила на землях, считавшихся собственностью Новгорода в целом, их платежи были меньше.

Как и прежде главным занятием края было земледелие. Крестьяне сеяли рожь, овес, ячмень, реже пшеницу. Повсеместно выращивали коноплю, кое-где лен, хмель, горох, репу, капусту. Земельные владения крестьян, по-видимому, не были ограничены, но обрабатывать большие участки, разрабатывать целину отсталому крестьянскому хозяйству было не под силу. Господствовало трехполье, местами перелог. У жителей Прилужской пятины, в наших погостах, в среднем земли было 3/4 обжи, т.е. девять десятин на семью. Орудия обработки – соха, деревянная борона, часто пахали на суках. Садов не было. Из скота имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры.

Ремесло в крестьянском хозяйстве развилось слабо, но в дер. Местаново был кузнец, изготовлявший изделия из металла, полученного из болотной руды. Кузнецы были и в других селах. Некоторые мастера делали в них бытовые предметы из меди, олова, серебра, золота, привозных металлов. Железо же доставали в некоторых местных погостах: из болот лопатами – болотную руду, со дна озер с плотов доставали черпалками озерную руду. Затем из такой руды выплавляли железо: котел, а позднее домницу, наполняли древесным углем, сверху засыпали смесь железной руды с известняком и под влиянием высокой температуры получали “крицу”, т.е. глыбу губчатого железа. В некоторых деревнях гнали смолу и деготь, например, в д.Смолеговицы. В деревне Саба (Сабек) изготовляли краску для кораблей. Были развиты промыслы: рыболовство и охота. Хорошими звероловами и охотниками были чудь и ижора. Занимались жители края плотницким и столярным ремеслом. Название д.Остроговицы, очевидно, происходит от слов строгать, и этот глагол напоминает нам, что здесь жили мастера-строители. Большое количество руды, дегтя, пушнины, воска, меда из наших мест шло на рынок.

Водская земля не всегда была покорна своим хозяевам. Видимо, и поэтому бояре Овиновы, Есиповы,. новгородское духовенство сами не жили в наших местах, а посылали своих ключников и сборщиков податей. Летопись говорит о том, что в 1225-1227гг князю Мстиславу в Водскую пятину приходилось посылать для установления порядка новгородскую дружину. В книгах Хутынского монастыря от 1410г. упоминается участие наших предков в восстании 1270г. в защиту Новгорода против князя Ярослава Ярославича.

К началу XIV в. сложились мелкие административные единицы Новгородской земли. У берегов Луги и Вруды образовался Врудский погост. Деревни погоста имеют ныне многовековую историю. Вот, что рассказывают Писцовые книги о деревнях и селах Врудского погоста:

Села сколько
дворов
Вруда 35
Воиславье (Ославье) 52
Сяглицы 29
Домашковицы 26
Смердовицы 26
Рабичичи 23
Деревни:
Летошицы 8
Рогатино 8
Хотенковичи 3
Разметицы 2

Много жителей приезжало из Новгородской области и привозили свои названия – Гостятино, Редкино, Извоз, Пустошина и др. – в наши места.

С момента закрепления территории района в составе Водской пятины за Новгородом начинается борьба наших предков с иностранными захватчиками. В тяжелых войнах Новгорода, а затем и Москвы участвуют не только славяне, но и водь, чудь, ямь, ижора. Основными опорными пунктами этой борьбы были крепости, ближайшие к территории нашего района: Копорье, Ям, Ивангород. Об истории этих крепостей, ставших щитом нашей местности и Новгородской земли, а затем и России -особая глава нашего сборника. Мы же здесь вспомним основные вехи этой борьбы.

Новгородская летопись отмечает 15 крупных военных столкновений за 85 лет(1238-1323гг.) со шведами, 11 раз русское государство воевало с Ливонским орденом и Литвой, 5 раз с Норвегией. Наши погосты и села, поселки и деревни, поля и древние дороги от Сабека до Ильеш, от Беседы до Сяглиц были связаны с военным прошлым нашего народа. Основным опорным пунктом Новгорода на ижорской земле в ХШв. были Копорье и наши погосты. В Копорье находились русские князья с дружинами. По местному преданию Александр Невский из Копорья отправлялся в подвластную шведам Емь, его сопровождал митрополит Кирилл.

Смертельная опасность нависла над русской землей в 1238году. С востока шли татаро-монгольские полчища, по Неве на Новгород – шведы, на Изборск и Псков наступали немецкие крестоносцы. После разгрома шведов на Неве в 1240г. Александр Невский покинул Новгород. Воспользовавшись этим немецкие рыцари захватили Псков и Изборск, Водскую пятину. В руках немцев оказались Луга и Тесово, Врудский, Никольский, Ястребинский погосты и наши деревни. Пало Копорье. Цветущий край был опустошен.

Молосковицкая кирка была заложена немецкими рыцарями в это время. (В период шведской оккупации XVIIb здесь были конюшни) В Новгородских летописях говорится: “Немцы извести хотели весь род русский до корня. Крестили римским крестом и секли немецким мечом. Остался тот, кто чудом уцелел в лесу со зверями”.

Как один человек против немцев поднялись все погосты и племена земли Новгородской. Только немногие из чудской знати, поддавшись лести немецких попов, оказались на стороне рыцарей. У населения так велика была ненависть к немцам, что перед смертью они говорили: “Мы умрем и уйдем на небо, но и там будем мучить немцев так, как они мучили нас на земле”.

Вернувшись из Переяславля, Невский пошел через низовья Луги на Копорье. С ним шли новгородцы, ладожане, карелы, ижоры. На помощь князю спешил его брат Андрей Ярославич с отрядами из Владимира и Переяславля. Копорье было взято с ходу. Невский перерезал немцам путь к Неве, начался процесс освобождения наших Лужских погостов. Копорская крепость немцев была срыта, ее гарнизон пленен и приведен в Новгород.

По общему плану князя из Новгорода навстречу немцам вышло новгородское ополчение, а с ним по ходу движения поднималось население новгородских погостов и умножало ряды ополченцев. Бой развернулся в районе Копорского тракта, который в то время проходил где-то недалеко от нашего района. В 1278 году Дмитрий, сын Александра Невского, которому перешло Копорье, построил деревянную крепость. В крепости всегда находилась дружина князя.

В XIV в. наибольшую угрозу для новгородской земли представляли шведы и для защиты от них была построена в 1384 году новая крепость. “Поставима город каменные на реце на Лузе – Яму – только в тридесят дней и три”. В 1395г. ЯМ осадили шведы, но гарнизон крепости -дружина князя Белозерского при поддержке местного населения атаковала и разбила противника. По поводу этого эпизода летопись говорит: “Иных изби, а иные убежама”. Шли годы, одни враги Водской земли сменялись другими, а защитниками ее были новгородцы, в том числе вожане: славяне, чудь, карелы, ижора. История обороны Новгорода знает такой период, когда в новгородском ополчении долгие годы был храбрый постоянный полк, который назывался “Вожане”.

Постоянное военно-политическое давление, тяжелые природно-экономические условия не сломили духа народа в то суровое время.

Этот вывод мы можем сделать, знакомясь с различными идеями того времени, помня, что религия – это идеология и мировосприятие населения той эпохи. И надо отметить: в период новгородской республики духовная жизнь была интенсивна, можно сказать била ключом: христианство отвоевывало свое место у язычества.

Источник: Волосовский край. Пособие по краеведению для учащихся основной школы