Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

16.12.2011 О полномочиях городской (районной) прокуротуры при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законов судебными приставами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по:

– обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

– осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;

– исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам «О судебных приставах», «Об оружии», инструкции «О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда…» и др., а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Оценивая законность деятельности судебных приставов по исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве, прокурор устанавливает соответствие действий судебного пристава требованиям уголовного процессуального законодательства в рамках осуществления надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.

Предметом надзора прокуратуры за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

– надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;

– надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;

– надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Характерным для этой деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение – выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

Порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава исполнителя предусмотрен в статье 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 90 Федерального закона от 21.07.1997 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

Как следует из приведенных выше норм закона, участие прокурора в стадии исполнения судебных решений по гражданским делам, действующим законодательством не предусмотрено. Субъектами обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по таким делам являются взыскатель и должник.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

В соответствии с пунктом 1.4 Указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.05.2009 №155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

Таким образом, прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами не осуществляет функции организационного руководства деятельностью судебных приставов-исполнителей.

На основании изложенного, рекомендовать гражданам и юридическим лицам руководствоваться настоящими разъяснениями при подаче жалоб на нарушения законов судебными приставами-исполнителями.

Помощник прокурора

Волосовского района                                                                А.В. Логвинович