В составе Русского государства
С 1478 года с падением Новгорода как самостоятельного княжества Водская пятина отошла к Москве. Присоединение к Москве внесло большие изменения в жизнь края. Земли края перешли в руки новых владельцев: Великого князя, московских бояр и помещиков. Вот как потеряли свои владения Овиновы, которые владели землями от Луги до Невы, богаче их в Новгороде был только Богдан Есипов. Дядя Захария Овина был в совете старейшин. Захария Овина и Василия Пенкова вызвал к себе (в Москву) ИванШ и добился от них поддержки. Вернувшись в Новгород, Овин без ведома веча подобрал послов от Новгорода во главе с Назаром и направил к Великому князю, чтобы выразить ему согласие Новгорода в повиновении Москве. Назар, побывавший у Ивана Ш, в свою очередь, приехал в Новгород с ответным посольством от Великого князя, и это возмутило новгородцев. Началось восстание, идейным вдохновителем которого стала Марфа Борецкая. Захарий Овин и Василий Пенков были казнены толпой. После этого все владения Овиновых перешли сначала к Великому князю, а потом частично к Богдану Есипову.
В летописях Хутынского монастыря в 1489 году записано, что владельцы Овиновы и духовенство изгнаны, а на их место «князь Великий Москвы и иных городцев людей посла на житие» (т.е. приезжали будущие помещики).
Землевладение новгородского боярства было Иваном III уничтожено.
83% всей земли было конфисковано в пользу Москвы. Эти земли были розданы новым владельцам, в основном тем, которые должны были либо служить по охране границы, либо выставлять определенное число воинов по требованию московского князя.
Очень немногие крестьяне жили на казенных, ранее новгородских, затем московских землях, и назывались смердами (Смердовицы).
При Иване Ш во время угрозы со стороны Литвы и Швеции происходит раздача земель служивым людям. Из 1030 дворов ямского присуда 810 были розданы служивым людям, в Копорском уезде роздано 3414 владений. Ястребинский целиком был отдан помещикам.
В духовном завещании 1504 года Ивана Ш говорится: «Да сына же моего Василия благославляю своею отчиною, великим княжением Новгородским. Даю ему Великий Новгород со всеми его пятинами, с волостями и погостами».
В XVI веке в наш край продолжали переселять московских дворян взамен новгородских бояр, переселенных поближе к Москве. Правящие круги отлично понимали значение Прибалтики для Руси и всячески поощряли это переселение. На месте огромных владений новгородских бояр и монастырей возникли мелкопоместные усадьбы. Самыми крупными феодалами теперь являлись великие князья. За ними числились десятки деревень — Сумско, Яблоничи, Курско, Брыховичи, Саиско, Язвище, Клопицы, Бегуничи и многие другие. Князю Дмитрию в селе Вруда досталось 29 дворов, а помещику Обоянинову — 9 дворов в Летошицах. Не забыты были церковь и монахи, с дворов которых налогов не брали. Сохранилась такая запись переписи: «Да на погосте нетяглых двор попа Федора, двор дьяка церковного Ивашко, двор сторожа Сенка, пашут земли церковные на полторы коробки на ржаную и в обжи не положены», (обжа — налоговая единица).
С приходом новых владельцев возросла эксплуатация крестьян. Положение крестьян ухудшилось. Во-первых, увеличилось число помещиков, увеличились размеры платежей крестьян, которые должны были им платить от 1/8 до 1/2 урожая, давать различных продуктов не менее чем на 5 денег (мясом, баранами, льном, маслом, пивом, яйцами, овчинами, рыбой и т.д.), 2 деньги новгородских полагалось ключнику за сбор податей. Как и все (кроме священнослужителей) крестьянин должен был заплатить в княжескую казну обежную дань. Кроме того крестьянин платил оброк за право охоты и рыбной ловли, должен был нести повинности в пользу государства. Казенный крестьянин платил 66 государственных и 2 ключничных деньги. В переводе на рожь зависимый крестьянин платил 65 пудов с обежи; свободный, казенный — 56.
Во взимании налогов все большую роль приобретали деньги. Крестьянское хозяйство чахло, несмотря на то, что обработка полей улучшалась: во многих хозяйствах стали применять местные удобрения , клали в землю «гной» — навоз. Развитие промыслов также шло очень медленно. Население занималось смолокурением — отсюда Смолеговичи, Курско. Охота, рыболовство, как и сбор меда, не были развиты. Не характерно было и садоводство.
Ключари и приказчики нарушали установленные нормы налогообложения, чтобы обогатиться самим. Крестьяне протестовали. Сохранилась редкая грамота-договор рабитицких крестьян, требовавших от епархии соблюдения установленных норм налогообложения.
Особенно резко ухудшилось положение крестьян во время Ливонской войны. Война тяжелым бременем легла на плечи крестьян. «Запустели те деревни от голода, от податей, а иные люди разошлись, и от того же -деревни запустели (оброчная книга 1571 года). В волости Каложицы «четыре дворы пусты, да двор ключницы пуст». Таких пустых мест стало много в нашей местности.
С к.ХУв. после присоединения Новгорода к Москве наш район, оставаясь пограничным владением, также продолжает быть театром военных действий. Московское государство, объединив вокруг себя русские земли, укрепляет свою границу с Ливонским орденом — в 1492 году за 30 дней на виду у неприятеля построили крепость Ивангород, укрепляются другие сооружения.
Вторая половина Ливонской войны была неудачной для Русского государства, и отвоеванный выход в Балтийское море пришлось оставить. В 1581 году шведы вторглись в пределы Руси, в сентябре 1581 года ими были взяты Нарва, Ивангород, Ям. У границ нашего района (дер. Лямицы) шведы были остановлены русскими войсками.
Замечательные строки о героическом прошлом наших мест написал русский историк Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского»: «Иоановы воеводы князья Михаил Катиря Ростовский, Томенский Хворостынин, Меркурий Щербатый выступили из Новгорода. Шли к Ижоре, Яму. Шведов встретили в Водской пятине в селе Лямицы и всех разбили до одного». Здесь летописец обошелся без привычных ему слов «иные убежали», т.к. таких здесь не было. Это было в 1582 году. В ХУ1в. земли нашего района входили в состав Ямского и Копорского уездов полужской половины Водской пятины и делились на погосты:
Спасский-Заретский с центром в Заречье;
Озеретский-Покровский с центром в Озерцах (Озертицах);
Богородицкий-Врудский с центром во Вруде;
Григоровский-Льешский с центром в Ильешах,- все они целиком размещались на современной территории района, другие, как например, Никольский-Ястребинский, Ильинский-Замостский с центром в Бегуницах, Дмитриевский-Кипенский и др., частично выходили за территорию современного района. В писцовой книге перечислены не только все погосты, но и села, деревни, пустоши с указанием количества дворов в каждом из них.
В Копорский уезд входили погосты:
Никольский-Ястребинский;
Богородицкий-Врудский;
Ильинский-Бегуницкий-Замостский;
Дмитриевский-Кипенский и др.
При Иване IV Водская пятина делится на две части Карельскую и Полужскую.
Упоминаются земли района и в писцовой книге времен царя Михаила Федоровича.
Население в погостах было немногочисленно, по шведским описям середины XVII века 2,5 жителя на I кв. версту. К сожалению, материалы шведских архивов нам не известны. Шведы, нарушив условия мирного договора, не отдали нам материалы, касающиеся наших земель. Из 200 населенных пунктов 1500 года сейчас не существует более 70. Деревни тогда состояли из 10-25 дворов, починки из 1-9 дворов. Наиболее населенным тогда был Ястребинский погост — 500 дворов. Всего на нашей территории, по подсчетам архимандрита Сергия Тихомирова, на которые указывает краевед П. Сергеев, было около 1800 дворов. Землями владели 600 московских боярских семей, в том числе такие известные как Бибиковы, Вельяминовы, Нащекины, Толстые.
До 1534 года население наших мест исповедовало языческую веру, о чем писал Великому князю архиепископ Макарий: «В водской пятине в Чудь, Ижоре, Яме существуют многие скверны-мольбища идольские, суть же скверна мольбища их: лес, камни, реки и болота, горы и солнце, и месяц, и приносят чудь жертву кровавую бесам: волы, овцы и всякий скот «…Слышно было, что приносили в жертву детей своих. Мертвых чудь кладет по курганам и призывает арбцев (арбуев — жрецов, отчего наше Арбонье), которые дают имена новорожденным. Жены чудские стригли волосы яко мертвечьи на главах и на ралях (плечах) носили».
Одним из главных божеств был бог скотоводства -Волос, которому, видимо, и было устроено мольбище на территории нашего районного центра. Христианство же начало распространяться в связи с активным включением .наших земель в состав Новгородской республики, возможно и раньше, причем не из Киева, а в связи с миссионерскими поездками ирландских монахов, о чем нашим историкам стало известно лишь недавно.
Активная христианизация края началась с присоединением к Москве.
Великий князь Василий приказал: «Прелесть ону кумире кую истребить». В том же 1534 году из Новгорода в Ястребинский и Котельский погосты для «истребления кумире кой прелести» послали монаха Илью, который разрушал мольбища, рубил и жег лес (священные деревья и рощи), бросал камни (священные) в воду, крестил некрещеных, арбуев (современная деревня Арбонье) хватал и приводил к Илье, а он их гноил в земляных ямах. Помещикам было приказано хватать непослушных крестьян и посылать в Новгород к епископу. Там их били и вырывали языки.
В 1535 году Илья снова был направлен в карательную экспедицию в наши погосты с наказом: «В чудской земле разориши их обычаи и куд’есы свои прокляты». И он уже не ограничился анафемой, не посылал чудь в Новгород, а сам расправлялся с ними на месте.
В 1548 году в наши погосты из Софийского собора г. Новгорода был послан новый эмиссар священник Никифор. Архиепископ Феодосии дает ему грамоту, в которой говорилось: «Чудь и Ижора мертвых своих снова кладут по курганам и по коломищам, а к церкви не возят. Не обращаются к священникам и лишают их руги» (подати).
Источник:Волосовский край. Пособие по краеведению для учащихся основной школы