Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

XVIII и XIX века

В 1703 году большая часть Водской пятины, теперь под названием Ингерманландия, и в том числе территория, которую сейчас занимает наш район, была после жестоких кровопролитных боев и многих жертв возвращена Русскому государству.

Сразу же после освобождения этого края Петр 1 дает задание граверу голландцу Адриану Шхонебеку изготовить карту возвращенной местности. Он был неплохим гравером, о чем свидетельствует выполненная им гравюра о взятии Азова, но неважным картографом, и, главное, плохо знал русский язык. Поэтому изготовленная им карта страдает искажением наименований уездов, погостов и населенных пунктов, а также смешением алфавитов при написании всех обозначений на карте. Возможно, что пройдя через горнило шведского, голландского и финского произношений, русское Дорошково превратилось в непонятное Торосово, Бронцевичи в Ронковицы, Хомута в Гомонтово и т.п.

После окончания войны со шведами Петр 1 жалует село Большая Вруда своему сподвижнику, обергофшталмейстеру Семену Алабардееву, известному своими знаниями и близкими отношениями к царю. Алабардеев начал свою службу на флоте. Петр 1 давал ему различные поручения, в том числе, отыскать и исследовать новое водное сообщение между Волгой и Ладожским озером. Алабардеев успешно справился с этим заданием. В честь победы над шведами он на свои средства построил в Б. Вруде Успенскую церковь.

За верную службу царю и Отечеству некоторые высшие чиновники получали землю вместе с крестьянами из фондов казны и становились помещиками. По данным историка, на территории нынешнего Волосовского района, образовавшегося из частей бывших Ямбургского, Петергофского и Царскосельского уездов, насчитывалось около 80 помещичьих усадеб.

И хотя история усадьбы в России, насчитывающая шесть веков, еще мало изучена, специалисты единодушны в том, что «русская усадьба» — это действительно целая страна, феномен нашей истории и культуры. Возникшая как жилой и хозяйственный комплекс вотчинника, русская усадьба постепенно превратилась в культурный центр, в котором соединялись традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, культура города и провинции, культура России и Запада.

Усадьба не только создавалась вдохновением многих специалистов (архитекторов, художников, мастеров паркостроения, садовников и т.д.), но развивалась и существовала она как место приложения разнообразных творческих интересов ее владельцев.

Истории многих усадеб нашего района уходят корнями в ХУШ век. Среди владельцев имения Извара, например, встречаем имена

Б.П. Шереметьева, Е.И. Раевской, М.Ф. Хитрово, поручика лейбгвардии Преображенского полка К. П. Веймарна. Именно у него имение было куплено в 1872г. отцом Н.К. Рериха. Усадьбы в западной части района отличаются от типичных русских, т.к. владельцами многих усадеб были дворяне, выходцы из Прибалтики. Они считали честью служение России и особенно отличались на военном поприще. Живя в столице, бароны Эстляндии, Дифляндии и Курляндии начали приобретать имения недалеко от Петербурга, но ближе к западным границам губернии. Немало нового привнесли их владельцы в устройство усадеб. Так, различные по назначению здания хозяйственных комплексов возводились не из дерева, а по прибалтийской традиции из валунов, скрепленных глелкими камушками и гашеной известью.

Углы таких построек, арки, дверные и оконные Проемы, карнизы выкладывались из кирпича. Они были Прочны, удобны, теплы и долговечны. Нетрадиционный для русской сельской архитектуры материал привносил черты романтизма. Относительная сохранность сооружений в таких усадьбах, как Анташи, Беседа, 0ласово, Гомонтово, Добряницы, Извара, Кудрино, Каськово, Молосковицы, Сельцо, Раскулицы, Торосоио, Терпилицы, дает основания для исследования этого направления в отечественной архитектуре.

Крепостное право

Среди крупнейших помещиков XIX века на территории нашего района стоит фамилия Сахаровых. В их владении было около 30 населенных пунктов и в них свыше 3000 крепостных крестьян, из них 1627 мужчин. К числу крупных помещиков следует отнести семейство Веймарн. Они владели 16-ю селениями, в которых было около полутора тысяч крепостных душ.

Баронесса Икскуль владела 8 деревнями, в которых на нее работало около тысячи человек крепостных. В качестве памятника времен помещичьего землевладения в д. Яблоницы сохранился межевой каменный столб с надписью о количестве душ крестьян, живущих во владении помещика.

Дворни у этих владельцев было: у Сахаровых в Редкинской мызе — 152 человека, в Ваймарне и Горке, Молосковицах, Яблоницах и Сяглицах — 117 человек; у Блока — в Зимитицах, Кровицах и Ивановском — 71 человек и т.д. И это только та дворня, которая жила в мызах постоянно. А так как все эти помещики были особами высокого ранга, то у них и в Петербурге была дворня, набранная из этих же вотчин.

Организация крепостного права носила отпечаток близости Петербурга. В поместьях существовал 3-х дневный барщинный труд. Часть крестьян жила на оброке. Так как город мог дать хорошие заработки, и крестьяне могли помещику отработать большие оброки, последние и сажали их на оброк. Но большинство, конечно, занималось земледелием и на барщине обрабатывало помещичьи поля.

Земледелие занимает очень короткое время в году, и перед помещиками стояла задача: куда в мертвый для сельского хозяйства сезон устроить крепостную силу и как выгоднее сбыть грубые северные хлеба.

Еще Петр 1 разрешил дворянам Ингерманландской губернии заниматься винокурением. Помещики последовали завету преобразователя, и винокурение было поставлено в уезде довольно широко. В 1840 году винокуренные заводы были у Сахаровых — в Редкино, у полковника Гербеля — в Каложицах, у Блока — в Ивановской, у барона Делинсгаузена — в Соловьевой Горке. Ямбургская статистка 40х г. Х1Хв. говорит, что хлеб из уезда не вывозился совсем, а иногда винокуренные заводы даже прикупали его из других мест.

В уезде было широко поставлено дело по заготовке и вывозке дров в Петербург. Туда доставлялось из уезда ежегодно до 10 тысяч кубометров дров на сумму до 60 тысяч рублей. Кожевенный завод был в Сосницах, горшечный — в Молосковицах.

Крепостные крестьяне жили даже здесь, под столицей, натуральным хозяйством и почти ничего не покупали. В уезде в 1838 году торговали только в Ястребино, Яблоницах, Ильешах и Вруде. Школ для крестьян не было. Только к концу крепостной эпохи для крестьян решили открыть волостные школы, чтобы готовить писарей.

Статистика 19 века

На территории нынешнего Волосовского района в 19 веке было расположено 8 волостей: Врудская, Княжевская, Редкинская, Яблоницкая, Ястребинская, относящихся к Ямбургскому уезду, Бегуницкая и Губаницкая — к Петергофскому, Сосницкая — к Царскосельскому.

По данным переписи 1864 года самыми большими деревнями были Хотыницы — 687 человек, Яблоницы -635, Сумск — 604, Каложицы — 521, Сырковицы — 393, Клопицы — 388, Ухора — 364, Язвище — 331. В Волосово тогда проживали всего 32 человека, в Бегуницах — 44, в Зимитицах — 28, в Изваре — 19.

После отмены крепостного права по статистике 1885г. на территории района числилось 236 семей, где проживали 29642 человека.

Всей земли насчитывалось 239247 десятин, из них 44313 десятин — пахотной. 5\6 пахотной земли принадлежало сельским общинам, 1\6 — в частном владении. Зато 3\4 лесных массивов находилась в собственности частных лиц и 1\4 — у крестьянских общин.

Ежегодно проводились ярмарки: в Губаницах — 24 июня и 29 сентября, в Бегуницах — 30 августа, в Б.Вруде -15 августа, в Ильешах — 20 июля, в Чирковицах — 16 августа, в Редкино — 1 августа, в Яблоницах — 13 сентября, в Ястребине — 1 августа (даты даны по старому стилю).

В середине 19 века царское правительство предусмотрело устройство хлебозапасных магазинов, которые в голодные, неурожайные годы должны были обеспечивать крестьян хлебом и семенами для посева. Таких магазинов было 115, молочных лавок насчитывалось 66, винных — 10, постоялых дворов и трактиров — 22. С медицинским обслуживанием было хуже. Имелось только три приемных покоя (в Клопицах, Бегуницах, Ильешах) и одна аптека в Старых Раглицах.

Больше всего церквей в Волосовском районе было построено в 19 веке.

Каменная церковь Успения в с. Вруда, построенная в 1823-40годах, деревянная церковь в с. Ястребино, церковь Михаила Архангела в Бегуницах, церковь Ирины в Волгово и другие. Кроме православных храмов строились и лютеранские кирхи: в Губаницах (1861г.), в Клопицах и Молосковицах.

В конце 19 века была построена церковь Александра Невского в Волосово. В Курковицах сохранился интересный архитектурный комплекс бывшего Пятигорского монастыря во имя Тихвинской Божьей Матери, сохранивший свою планировку и постройки.

Основную массу населения нашей местности составляли православные и протестанты, т.е. русские и финны. Так, в Губаницах было 255 православных и 155 протестантов, соответственно в Торосово 62 и 108, в Будино 14 и 53, в Гомонтово 17 и 63. В деревнях Вересть, Реполка, Большое Заречье на момент переписи 1896г. жили одни православные, а в Лашковицах (131 человек) -только протестанты. Большая часть финского населения была занята на работе в господских усадьбах, некоторые брали землю в аренду. Постепенно происходило обрусение финского и эстонского населения. Этому способствовали и смешанные браки, и отсутствие обучения на родном языке. В 1896г. лютеранские школы действовали в Большом Тешкове, Глумицах и Тресковицах.

В Сосницкой волости 13 человек назвали себя старообрядцами. В середине 19 века в наших краях активно действовала секта скакунов.

Народное образование

В 1715 году по указу Петра I было положено начало учреждению в России воспитательных домов для брошенных детей. Но после смерти Петра I его преемники постарались закрыть эти учреждения. Возродила их деятельность Екатерины И. Воспитательным домам были предоставлены значительные права: они стали самостоятельным ведомством, могли покупать и продавать землю, дома, заводили фабрики и заводы. Привилегии предоставлялись и воспитанникам. «Все питомцы и питомицы, дети их и потомки навсегда, остаются вольными. Если питомец женится на крепостной, то он лично остается свободным. Питомцы, дети их и потомки имеют право покупать дома, лавки, вступать в купечество, заниматься всякими промыслами, распоряжаться своим имуществом.

Из беспризорных надеялись создать в крепостной России верных граждан, преданных царю и Отечеству, так называемый «третий элемент».

Но в действительности все оказалось иначе. Количество детей в воспитательных домах быстро возрастало. Помещений не хватало, не хватало кормилиц. В связи с этим, резко возросла смертность. Тогда высший опекунский совет принимает решение раздавать детей-подкидышей на кормление и воспитание по деревням.

Так, в Санкт-Петербургской губернии ежегодно поступало в деревни около девяти тысяч детей. Но смертность и в деревнях была высокой, из 100 детей доживало до 20 лет примерно 10.

Достигнув школьного возраста, дети-сироты обучались в школах, которые содержались за счет ведомства воспитательного дома. Были такие школы и на территории нашего района: в Редкине, Чирковицах, Беседе, Смолеговицах, Клопицах, Волгове, Сумино, Лашковицах, Ухоре, Летошицах, Полобицах.

Там, где церковноприходские школы были далеко, крестьяне, желающие обучать своих детей грамоте, могли отдавать их на обучение за определенную плату, в школу воспитательного дома. Так, в Каложицах, Чирковицах крестьянские дети за 50 копеек в месяц учились вместе с питомцами воспитательного дома. Образование в России было добровольным. В 1864 году вышло положение о начальных народных училищах, суть которого заключалась в том, что открытие начальных школ предоставлялось инициативе и средствам самого крестьянского общества, земствам, городам, частным лицам.

Одна за другой стали открываться школы и в нашей местности. В Яблоницах, Хотыницах, Редкине, Губаницах, Ильешах появились земские школы. В Ославье, Сумске, Волгове, Язвище, Сабеке — церковноприходские школы. Усердием барона Корфа была устроена школа на 40 учеников в Сельцо.

Основой начального образования являлись одноклассная трехгодичная школа. В деревнях в таких школах девочки и мальчики обучались вместе. Занятия вел один учитель одновременно во всех трех группах. Детей учили грамоте, счету и чтению.

В Ястребине, Сосницах и Хотнеже были открыты двухклассные училища, где в каждой школе работали два учителя, срок обучения был 5-6 лет. Материальная база школ была крайне бедной, учителя не имели наглядных пособий, школьные здания не реконструировались. Многие школы не имели своих зданий и работали в арендуемых крестьянских домах.

Крестьянские общества платили арендную плату хозяину дома — от 40 до 90 рублей в год. Не хватало учителей. Поэтому в ряде школ работали грамотные крестьяне. Закон божий преподавали священники. По количеству учащихся школы были небольшими, в среднем 20-30 человек.

В ежегодных статистических отчетах указывалось не только количество учеников, но и их национальность. По данным 1913 года в Яблоницкой школе училось 9 русских и 18 эстонцев, в Клопицкой — 17 русских, 9 финнов, 3 Эстонца, в Ославье — 17 русских, 8 финнов, 3 эстонца и т.д.

Средства на содержание школ поступали из разных источников: от крестьянских обществ, от церкви, от частных лиц.

Источник:Волосовский край. Пособие по краеведению для учащихся основной школы