Skip to content Skip to left sidebar Skip to right sidebar Skip to footer

для специалистов сельской местности и ветеранов труда

С июня 2011 года на территории Ленинградской области действует областной закон от 15.06.2011 № 39-оз «О внесении изменений в некоторые областные законы в связи с совершенствованием механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», которым изменен механизм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг 3- м категориям льготников: ветеранам труда, сельским специалистам и многодетным семьям. Указанный закон принят с целью установления единого механизма предоставления ежемесячных денежных компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг, сокращения сроков их получения, установления равенства среди льготных категорий граждан в получении одинакового объема мер социальной поддержки независимо от благоустроенности жилья, в котором они проживают. До внесения изменений в областные законы действовал следующий порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Ветеранам труда и специалистам сельской местности размер ежемесячной компенсации определялся организациями ЖКХ, на основании договорных отношений. Таких организаций в области насчитывается около 1000. В связи с дальнейшим делением организаций ЖКХ, их количество увеличивается, отсутствует возможность контроля за правильностью определения размеров компенсаций организациями ЖКХ. Кроме того, отдельные организации ЖКХ отказывались производить расчеты. В отдельных случаях по вине организаций ЖКХ, которые представляли списки с размерами компенсаций с опозданием, выплата компенсаций задерживалась, что вызывало недовольства у ветеранов труда и сельских специалистов. Выплата компенсаций производилась с 10 числа месяца, следующего за месяцем ее начисления, в то время, как оплату расходов по ЖКХ граждане должны производить до 10-го числа. При этом, получатели, у которых дата выплаты пенсии на почте до 10 числа, вынуждены приходить на почту во второй раз – за компенсацией. Кроме того, при определении размера компенсаций было задействовано более 600 различных цифровых позиций. Все это вызывало обоснованные недовольства и нарекания со стороны получателей ежемесячных денежных компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг. Такой механизм был очень трудоемким, неудобным, но, главное, непонятным для самих получателей. Для решения этих проблем было принято решение о совершенствовании механизма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. После всестороннего изучения практики других регионов, как наиболее целесообразный и удобный был предложен механизм установления «твердых» размеров выплат. По этому пути (установление твердых выплат ЕДК) уже пошли Пермский край, Республики Саха, Чувашия, Карелия, Калининградская область и другие. Так, например, в Калининградской области уже с 2005 года был установлен единый твердый размер выплат, включающий в себя сумму ЕДВ и ЕДК, который составляет 1360 руб. В других регионах размер ЕДК составляет от 300 руб. до 650 руб. Переход на предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ в виде «твердых» выплат решает многие проблемы:

1. Механизм предоставления ЕДК стал унифицированным, размер выплат – единым для каждой льготной категории дифференцированным по муниципальным образованиям) независимо от благоустроенности жилья, что поставило в равное положение всех категорий получателей по размеру компенсаций. Если два ветерана труда, проживающие в одном и том же поселении, но в домах с разной степенью благоустроенности, ранее получали разные размеры компенсаций, то с 11 июня 2011 года размер компенсаций у них одинаков.

2. Органы социальной защиты населения освободились от взаимодействия с организациями ЖКХ в части расчета размера компенсации для каждого льготника, которые в отдельных случаях задерживали представление расчетов, а некоторые организации ЖКХ отказались от расчета компенсаций. Это вызывало задержки выплат компенсаций. Возложение всех функций на органы социальной защиты населения позволит своевременно производить выплату компенсации.

3.Ежегодная денежная компенсация на топливо и баллонный газ будет отменена, поскольку размер твердой выплаты, будет единым, в т. ч. и для граждан, проживающих в неблагоустроенном жилье.  Данная категория граждан получит более увеличенный объем мер социальной поддержки, чем получали ранее. Так, например, если ветеран труда, проживающий в Волосовском районе в неблагоустроенном жилье, без центрального отопления и газоснабжения,  до 11 июня 2011 года получал денежную компенсацию в размере   389    руб. (в среднем в месяц с учетом выплаты на приобретение и доставку топлива и баллонного газа) , то с 11 июня 2011 года он получает 653 руб. При этом, если ранее ветеран труда или специалист сельской местности, проживающий в неблагоустроенном жилье, получал ежегодную компенсацию на приобретение топлива и баллонного газа один раз в год (во втором полугодии каждого года), то сейчас размер компенсации на топливо и баллонный газ включен в «твердый» размер компенсации, который льготник будет получать каждый месяц.

4. Получение компенсации будет удобным для наших жителей. Перечисление компенсаций на почтовые отделения и филиалы Сбербанка будет произведено до 10 числа. При этом, получатель сам сможет выбрать день ее получения: либо до 10 числа, либо после, в день получения пенсии. Такой механизм позволит гражданам оплачивать жилищно-коммунальные услуги уже после получения компенсации.

5. Размер компенсаций будет устанавливаться ежегодно областным законом об областном бюджете Ленинградской области.  Норма закона об установлении твердого размера ежемесячных денежных компенсаций введена в действие областным законом от 08.06.2011 № 31-оз «О внесении изменений в областной закон «Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», который вступил в силу с 11 июня 2011 года. Указанным законом определены размеры ежемесячных денежных компенсаций ветеранам труда, сельским специалистам и многодетным семьям. Кроме установления «твердых» размеров ежемесячных денежных компенсаций, законом внесены изменения в областной закон от 01.03.2011 № 13-оз «Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области». Указанные ниже изменения касаются только специалистов сельской местности.

1. Право на ежемесячную денежную компенсацию по оплате услуг ЖКХ специалистам сельской местности предоставлено в случае, если совокупный размер дохода семьи не превышает 30 тыс. руб., и при этом, среднедушевой доход на 1 –го члена семьи не должен быть больше полуторной величины прожиточного минимума, установленной на душу населения в Ленинградской области. Сравнение среднедушевого дохода производится с величиной прожиточного минимума, действующей на дату обращения. Величина прожиточного минимума утверждается ежеквартально постановлением Правительства Ленинградской области. Так, если за 2-й квартал 2011 года величина прожиточного минимума на душу населения установлена в размере 5660 руб., то 150% величины прожиточного минимума составляет 8490 руб. Т. е., если семья из 4-х человек имеет доход 30 тыс. руб., то на одного члена семьи приходится 7500 руб., что менее 8490 руб. Следовательно, в этом случае специалист сельской местности будет получать компенсацию. Размер совокупного дохода в 30 тыс. руб. равен полуторной величине средней заработной платы по Ленинградской области за 2010 год. Порядок учета доходов для определения права на компенсацию сельским специалистам будет утвержден постановлением Правительства Ленинградской области. Следует отметить, что определение права сельских специалистов на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом их доходов основано на действующем федеральном законодательстве (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ), которое предоставило право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ. Это коснулось и педагогических работников, вопрос по которым урегулирован в последние дни декабря прошлого года. Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» исключено положение, согласно которому педагогические работники образовательных учреждений пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Теперь педагогические работники образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, размер, условия и порядок предоставления которой устанавливаются региональным законодательством.

2. Второе изменение, которое внесено в 13-й областной закон, касается педагогических работников федеральных образовательных учреждений и основано оно также на изменениях, внесенных Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании». Право на меры социальной поддержки педагогических работников федеральных образовательных учреждений является федеральной мерой, которая должна устанавливаться законодательством Российской Федерации и будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. В этой связи, законопроектом исключено право на компенсацию педагогических работников федеральных образовательных учреждений.

3. Следующее изменение направлено на исключение злоупотреблений со стороны получателей компенсации. Норма, изложенная в законе, обязывает получателей компенсаций из числа специалистов сельской местности, через каждые полгода представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт работы в бюджетном учреждении, проживание в сельской местности или поселке городского типа Ленинградской области и документы о доходах. Эта норма основана на проверках, которые были проведены органами социальной защиты населения в 2010 году. Результаты этих проверок показали злоупотребления со стороны специалистов, выразившие в сокрытии данных, влияющих на выплату компенсаций. Так, 121 специалист, уволившийся из бюджетных учреждений, не сообщил об этом в орган социальной защиты населения и продолжал получать компенсацию. Общая сумма переплаты составила более 900 тыс. руб. Часть специалистов возместила незаконно полученные средства в добровольном порядке. С остальными специалистами вопрос о взыскании незаконно полученной компенсации решается в судебном порядке. Все вышеперечисленные изменения установили единый механизм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, что позволяет усилить  контроль за  их предоставлением, сократить сроки предоставления компенсаций, установить равные права в части размера компенсации для граждан, проживающих в неблагоустроенном жилье.